Инженерно-геологические изыскания

Инженерно-геологические изыскания производятся с целью получения комплексной информации о современных инженерно-геологических условиях района (площадки, участка, трассы) проектируемого строительства, включая сведения о геолого-литологическом строении грунтового разреза, геоморфологических и гидрогеологических условиях, составе, состоянии и свойствах грунтов и подземных вод, геологических и инженерно-геологических процессах, необходимые для разработки проектной документации.

В состав инженерно-геологических изысканий по согласованию с Заказчиком могут входить следующие виды работ:

  • сбор, изучение и обобщение архивных материалов изысканий ГУП Мосгоргеотрест и других организаций;
  • геолого-геоморфологические исследования;
  • проходка горных выработок (инженерно-геологические скважины, шурфы и др.) механизированным и ручным способом;
  • гидрогеологические исследования;
  • статическое зондирование;
  • геофизические исследования;
  • электроконтактное динамическое зондирование;
  • полевые испытания грунтов;
  • лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов (в том числе многолетнемерзлых пород);
  • лабораторные исследования химического состава грунтовых вод и водных вытяжек из грунтов;
  • оценка инженерно-геологических условий территории;
  • оценка и прогноз устойчивости склонов;
  • инженерно-геологическое картографирование;
  • прогнозное инженерно-геологическое и гидрогеологическое моделирование;
  • камеральная обработка материалов, подготовка и выпуск технического отчета.

При проведении изысканий на территории города Москвы на начальном этапе работ производится подготовка пакета необходимых документов и получение разрешения на производство инженерно-геологических работ в Геонадзоре г. Москвы, а также согласование материалов в отделе подземных сооружений (ОПС) ГУП Мосгоргеотрест, МОЭСК и др. На заключительном этапе материалы изысканий проходят экспертизу их соответствия требованиям нормативов и государственных стандартов в Геонадзоре г. Москвы.

Одним из основных видов работ является бурение инженерно-геологических скважин. Буровые работы зачастую осуществляются буровыми установками УГБ-50-М на базе ЗиЛ-131 и ГАЗ-66 с соблюдением правил по сохранению напочвенного покрова. В местах, недоступных буровой технике, работы проводятся с помощью ручной буровой установки. В подавляющем большинстве случаев применяется комбинированный способ механического бурения: ударно-канатное бурение кольцевым забоем и колонковое бурение («всухую»). При проходке буровых скважин производится описание и документация разреза, отбираются образцы грунтов нарушенной и ненарушенной структуры. Объем и количество проб определяются исходя из количества литологических разновидностей грунтов и предполагаемой изменчивости показателей физико-механических свойств, как в плане, так и по разрезу.

Для описания используется весь грунт, извлеченный из горной выработки. Для отбора образцов применяются забивные грунтоносы — забивные (буровые) стаканы с утяжелителями, забивной стакан с клапаном, желонка с утяжелителем и др. Стволы всех выработанных скважин закрепляются обсадными трубами, обеспечивающими защиту от поступления подземных вод и обрушения стенок.

Применение ударно-канатного, колонкового и ручного бурения обеспечивает высокую эффективность установления границ между слоями грунтов (с отклонением не более 0,2 м), возможность изучения состава, состояния и свойств грунтов. В ходе бурения скважин проводятся гидрогеологические наблюдения: определяются уровни появления и установления подземных вод, выявляются водоносные горизонты.

Наряду с механическим бурением проводится изучение рельефа и современных геологических процессов, которые имеют большое значение для обеспечения потребностей проектирования и строительства различных сооружений, а также для оценки их воздействия на окружающую среду. Результаты таких исследований во многом являются определяющими при принятии проектных решений и определении целесообразности инженерных мероприятий в конкретных геоморфологических условиях и позволяют прогнозировать природные и техногенные риски. Задачей этих работ является составление геолого-геоморфологического описания и оценка инженерно-геологических условий участка.

На участках распространения песчаных грунтов значительной мощности в качестве основного метода определения их плотности и прочностных характеристик используется статическое зондирование грунтов. Для испытаний применяется установка статического зондирования УСЗ – 15/36А (зав. № 67) на базе автомобиля «УРАЛ» (тип зонда – 2, максимальное усилие для острия 30кН; максимальное усилие для боковой поверхности 10 кН; площадь основания конуса 10 кв. см, угол при вершине 60°). По результатам зондирования проводится корректировка границ литологических разностей, определяются средние значения прочностных и деформационных свойств грунтов, несущая способность грунтов в условиях естественного залегания.

На труднодоступных участках проводятся пенетрационно-каротажные испытания грунтов методом электроконтактного динамического зондирования. Работы выполняются с применением легкой переносной установки ЭДЗ (УЗ 1.00.000) конструкции ЦНИИС (производство ООО «СВЗ», г. Тула), которая сочетает два способа испытания грунтов: электрокаротаж и динамическое зондирование. Глубина изучения глинистых и песчаных грунтов данной установкой достигает 12 м. Параметры установки: масса молота составляет 15 кг (Рд = 5-20 MПa); высота падения молота Н = 0.73 м (m = 15 кг); длина звена зондировочной штанги h = 1 м, масса m = 2,9 кг; конус с углом при вершине 60°, площадь основания 10 кв. см; общая масса установки без зондировочных штанг составляет 23 кг. Конус имеет два встроенных изолированных электрода, к которым через соединительный кабель подключен цифровой генератор-измеритель тока (ИТ-81). Сплошной электро-механический каротаж производится с разрешением по разрезу 0,10 м. Подробно методика испытаний грунтов методом ЭДЗ и обработки полученных результатов изложена в «Руководстве по электроконтактному динамическому зондированию грунтов», одобренном Главтранспроектом МПС СССР, М., 1983. Данные динамического зондирования коррелируются с результатами лабораторных испытаний грунтов и дают информацию о несущей способности грунтов в условиях естественного залегания.

Все виды работ проводятся в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и государственными стандартами Российской Федерации (СНиП 11-02-96; СП 11-105-97; МГСН 2.07-01; СП 50-102-2003 и др.), включая нормы, правила и требования по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды (СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве; СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве; ГОСТ 17.0.0.01-76 (СТ СЭВ 1364-78) Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения и пр.).

Специалисты Института экологического проектирования и изысканий участвовали в следующих работах:

  • Строительство автодороги М-5 «Урал» на участке от Московского малого кольца до села Ульянино (Московская область);
  • Расширение Новомосковской ГРЭС. Строительство энергоблока ПГУ 190 МВт (Тульская область);
  • ТЭЦ-20. Филиал ОАО «Мосэнерго». Строительство энергоблока ПГУ-420Т (Москва);
  • Реконструкция аэродромной базы Ульяновск «Восточный» (Ульяновская область);
  • Геологоразведочные работы на месторождениях Новопортовской площади (Ямало-Ненецкий АО).